Новости и события

К списку
22 августа 2019

Цифровая трансформация

Все чаще можно услышать термин «Цифровизация» и «Цифровая трансформация». Мы подготовили серию статей на эту тему. В данной статье попытаемся разобраться, что же такое цифровая трансформация и цифровизация. В следующей статье мы разберем как принципы цифровой трансформации можно использовать в проектах по техническому обслуживанию АЗС. Узнаем подробности о проекте «Мониторинг АЗС», который ведет Мелстон-Сервис для своего клиента «Газпром Нефть».

На наши вопросы отвечает Андрей, директор по информационным технологиям ООО «Мелстон-Сервис». - Андрей, что такое цифровизация, что это за направление? И что такое цифровая трансформация? Почему это важно для компаний?

- Последние несколько лет мир стремительно меняется. И чем дальше, тем быстрее происходят эти изменения. Появляются новые технологии, ускоряется прогресс, создаются новые отрасли и бизнес-модели. Вот несколько примеров: Amazon – стал крупнейшим интернет-магазином в мире, не имея ни одного традиционного магазина; Apple является крупнейшим продавцом музыки, хотя не владеет ни одной студией и не продает компакт-диски; Skype – крупнейший телекоммуникационный провайдер в мире, хотя и не имеет собственной сетевой инфраструктуры.

Это всего несколько примеров из сотен новых бизнес-моделей, создающихся каждый день, стремительно набирающие популярность и отвоевывающие долю рынка у “динозавров” – компаний и корпораций находящихся у истоков отраслей.

Так вот, если говорить о цифровой трансформации, у любого бизнеса на сегодняшний день есть 2 пути:

  • - Меняться, адаптируясь к новым условиям рыночных отношений и прогрессу
  • - Остановиться в развитии и остаться в истории, как недавно произошло с классическими таксопарками и приходом UBER-сервисов такси и Каршеринг.

По сути, новые виды сервисов это максимально автоматизированные классические, давно всем известные и привычные услуги, но в новом, более удобном клиентоориентированном виде. А качественно запущенная в компаниях и поддерживаемая на всех уровнях цифровая трансформация помогает изменить свой бизнес под новые требования рынка или подстроиться под изменившуюся конкурентную среду.

- Когда цифровизация и цифровая трансформация началась в мире, и в России?

- Если обратиться к истории наших заокеанских коллег, то цифровая трансформация (или цифровизация) началась с 60-х годов 20-го века, когда началась ее первая волна – автоматизация отдельных видов деятельности. Вторая волна (1980-1990г) была связана с интернетом и распространением компьютерных технологий. Третья – 2000-2010 гг. В это время к интернету стали подключаться не только пользователи, но и “вещи”, началась эпоха “интернета вещей” – это когда техника или оборудование, по сути любая вещь, стали все чаще подключаться к сети интернет для передачи какой-либо информации, например, об их функционировании или, наоборот, получению данных от других устройств или баз данных, которые позволяют устройству предлагать пользователю расширенные или более функциональные сервисы. Например, смартфоны могут сообщать автомобилю о своем местоположение и вызвать «скорую» автоматически, если сработали подушки безопасности, когда произошла авария, или другой пример - смартфоны пользуются облачными сервисами для работы в качестве переводчиков (ведь раньше это были дорогостоящие специализированные устройства).

Если говорить про Россию, то цифровая трансформация началась, значительно позднее, чем на западе. Последняя ее волна (Индустрия 4.0 или интернет вещей) только сейчас получает динамичное развитие, а начало все активно двигаться в 2014-2015г.

- Андрей, как цифровизация проникает в компании?

Тут все как в жизни. Ты молод, здоров, все дается легко, результат – закономерен! С возрастом – тот же результат требует больших усилий, начинает что-то болеть, организм дает сбои. Ты начинаешь заниматься спортом, обращаться к врачам, чтобы чувствовать себя хорошо и достигать того, что в молодости получалось само.

Так и с компаниями: большинство компаний в какой-то момент начинают чувствовать себя плохо: падает былая доходность бизнеса, возникают сложности в поддержании функций в работоспособном состоянии, растет себестоимость услуг, снижается конкурентоспособность и, если не начать лечиться вовремя, бизнес деградирует и компании закроются. Так вот, цифровизация (цифровая трансформация) это лекарство (не путать с пилюлей). Трансформация позволяет бизнесу подстроиться под изменившиеся требования рынка, развиваться в ногу со временем, быстро реагировать на изменения рынка, точно оценивать риски изменений и менять бизнес-модель или процессы так, чтобы оставаться на лидирующих позициях и развиваться, несмотря на постоянно нарастающую конкуренцию.